Хроника строительства и эксплуатации байкальских ледоколов по публикациям газет конца XIX – начала XX вв.
1895 г.
-
Март. 8 марта в заседании соединенного присутствия комитета сибирской железной дороги и департамента государственной экономии государственного совета принято решение о выделении средств на постройку ледокола для озера Байкал.
«Восточное обозрение» № 58, 19 мая 1895 г.
1896 г.
-
Январь. Принято решение о строительстве судна с металлическим корпусом и выделении дополнительных средств.
«ВО» № 5, 12 января 1896 г.
-
Май. В Иркутск прибыла партия моряков и рабочих для постройки механических мастерских в Баранчиках на Байкале, где предполагается сборка парового ледокола, заказаннаго в Англии. Первый транспорт с частями ледокола ожидается в сентябре, когда уже будет открыто движение по жел. дороге до Красноярска.
«ВО» № 61, 26 мая 1896 г.
В прибывшей для сборки пароходов–ледоколов партии находится также несколько человек водолазов для изследования дна Байкала.
«ВО» № 62, 29 мая 1896 г.
1897 г.
-
Март. В субботу, 1–го марта, чрез Иркутск провезены на нескольких тройках и четверках главныя основныя части ледокола, заказаннаго в прошлом году в Англии железнодорожной администрацией для Байкала. Перевозка ледокола отдельными частями, производящаяся уже давно, в настоящее время приходит к концу. Для сложения его на Байкале сооружается обширный док, и в скором времени, вероятно, приступлено будет к сборке ледокола.
«ВО» № 30, 9 марта 1897 г.
-
Август. Для сбора ледокола в Лиственичное приехал англичанин–техник.
«ВО» № 102, 27 августа 1897 г.
-
Октябрь. Пароход «Граф Муравьев» приплавил из Братска на 4 баржах 21 тысячу пудов груза для ледокола и отправлен с ним в Лиственичное. В Братске этого груза осталось еще до 10 тысяч пудов.
«ВО» № 121, 10 октября 1897 г.
1899 г.
-
Июнь. 17 июня состоялся спуск на воду первого байкальского ледокола в Лиственичном.
«ВО» № 121, 17 июня 1899 г.
-
Июль. Второй ледокол начнет строиться с августа. В Баранчики уже пришло 80 вагонов с его частями. Все остальныя части его уже отправлены из Петербурга.
«ВО» № 151, 17 июля 1899 г.
17 июля приступлено к сборке второго ледокола; положены первые килевые листы. Главные машинныя части на первый ледокол погружены, проверены и установлены на место.
«ВО» № 152, 18 июля 1899 г.
Повреждение мола для ледокола в Баранчиках.
«ВО» № 152, 18 июля 1899 г.
-
Август. Ледокол, спущенный в июне, по Высочайшему повелению наименован «Байкалом».
«ВО» № 166, 5 августа 1899 г.
-
Октябрь. Ледокол № 1 скоро будет готов совсем; машины уже поставлены, каюты отделываются, остальныя детали бойко подвигаются вперед. Ледокол № 2 будет спущен на воду настоящей весной в более или менее готовом виде; работами по ледоколу теперь заведывает брат строителя г. Заблоцкаго — инженер–механик г. Заблоцкий. Сам же г. Заблоцкий выехал в Россию с докладом к министру, причем говорят, что постройка новаго, третьяго ледокола, будет находиться в зависимости от этого доклада.
«ВО» № 228, 24 октября 1899 г.
1900 г.
-
Январь. 4 января. Ледокол Байкал сделал первый пробный рейс из вилки станции Байкал к берегу Лиственичнаго, против постройки ледоколов: толщина льда четырнадцать дюймов. Три машины работали прекрасно при шестидесяти четырех оборотах, почти в половину меньшем числе оборотов, чем могут развить при полном ходе, скорость во льдах ледокол развил до двенадцати верст в час; пройденное разстояние около восьми верст; лед ломал прекрасно, при спокойной работе машин: носовой винт вполне оправдывает свое влияние на ломку льда. Ледокол имел не полное углубление носом, четырнадцать с половиной фут, кормой пятнадцать с половиной. Корпус ледокола выдержал первую пробу прекрасно. Первый рейс и выход из вилки был под моим непосредственным управлением. Теперь начну систематическия пробныя испытания.
Заблоцкий.
«ВО» № 3, 6 января 1900 г.
Начальник байкальской железнодорожной пароходной переправы, корабельный инженер Заблоцкий, телеграммою от 3 с. января за № 595, сообщил, что для всесторонняго испытания ледокола Байкал полагает около 8 сего января начать совершать ледоколом ежедневные пробные рейсы от берега села Лиственичнаго по направлению к южному и юго–восточному берегу Байкала, то есть по направлению к Култуку и Переемной, так как лед по Байкалу по этим направлениям будет верст на двадцать от Лиственичнаго изломан, а следовательно, проход и проезд в этих направлениях представляется опасным,— просить предупредить об изложенном. При этом присовокупил, что почтовый тракт от Лиственичнаго к Мысовой будет находиться вне района пробных плаваний ледокола. Об этом объявляю во всеобщее сведение.
З.О.В.
«Байкал» № 1, еженедельная газета, 27 февраля 1900 г.
Конкуренция на поставку каменного угля для ледоколов.
«ВО» № 7, 12 января 1900 г.
Постройка второго ледокола идет успешно, готов уже корпус. Тип этого ледокола отличается от ледокола «Байкал». Он будет иметь обыкновенную оснастку морских судов, приспособлений для перевозки вагонов на нем не будет, трюм приспособлен для перевозки грузов. Для перевозки пассажиров он так же приспособлен. Кажется, главное отличие его от больших суден заключается в приспособлениях в носовой части для колки льда. Роль его,— быть, так сказать, подручным для ледокола «Байкал». Со дня на день ждут приезда капитана и команды для облуживания этого последняго.
«ВО» № 11, 16 января 1900 г.
27 января ледокол совершил рейс через Байкал, от Лиственичнаго до Переемной и обратно, употребив на этот переход двенадцать часов. Разстояние от Лиственичнаго до Переемной по прямому курсу около 42 верст. Но вследствие разных маневров, потребовавшихся для его испытания, весь пройденный ледоколом путь равняется 120 верстам. Две трети пути в Переемную и весь обратный в Лиственичное ледокол прошел по ранее им образованному каналу с разбитым льдом, и около 20 верст по сплошному льду толщиною до двух футов семи дюймов. Корпус и машины испытывались ударами с разбега об лед, причем не замечалось никаких повреждений.
«ВО» № 23, 30 января 1900 г.
29–го, 31–го января и 1 февраля ледокол совершил рейс по направлениям к Переемной и Малиновке. Большую часть пути ледокол совершил по пройденному ранее каналу, который с каждым рейсом увеличивается по ширине. Разбитый лед в канале при сильных морозах в три–четыре дня не успевает промерзать, а потому ледокол по каналу развивает скорость от десяти до пятнадцати верст в час. При ходе ледокола по встречаемым торосам и вообще трещинам, ход его улучшается, следовательно эти препятствия для хода ледокола по Байкалу не имеют места. При непрерывном движении ледокола по цельному льду, толщиной до тридцати девяти дюймов, развивается скорость от четырех до пяти верст.
«ВО» № 26, 4 февраля 1900 г.
-
Март. В городе уже около недели ходят слухи о том, что ледокол поломался. Одни передавали это с сожалением, другие с злорадством. Мы навели точныя справки и теперь можем сказать, что «не так страшен черт, как его малюют» и с сегодняшняго дня ледокол опять начнет свои рейсы. Действительно ледокол, вследствие усиленной работы, потерял у винта две лопасти, которыя пришлось заменить новыми — запасными. Работа, благодаря тому, что нет еще доков, была крайне тяжелая, так как приходилось всю ее проводить под водой. Под водой же снимать и муфту в 100 п. и надевать лопасти на винт, каждую по 90 пуд. Благодаря таким условиям, ремонт затянулся на 10 дней. Второй ледокол «Ангара» почти готов к спуску.
«ВО» № 52, 7 марта 1900 г.
Ледокол «Байкал» начал совершать пробные рейсы с января месяца и в четырнадцатый рейс действительно две лопасти правой машины были потеряны, а не обломаны. В семь дней потерянныя лопасти были заменены запасными, после чего ледокол никогда не был затерт льдами. Нынешнюю особенно суровую зиму, какой не запомнят старожилы, лед на Байкале достиг в конце февраля до 45 дюймов, не включая крепко смерзшагося снегового покрова. Несмотря на столь трудныя испытания, корпус и машины ледокола «Байкал», выдержали все пробы прекрасно и ледокол доказал свою полную пригодность всю зиму перевозить через озеро Байкал железнодорожные поезда. С готовностью двадцатаго апреля пристани Мысовой, ледокол начнет совершать правильные рейсы,— езда по льду через Байкал на лошадях с грузами еще продолжается.
Начальник судов
Байкальской железнодорожной переправы,
корабельный инженер Заблоцкий.«ВО» № 103, 11 мая 1900 г.
-
Апрель. Инженер Заблоцкий, в телеграмме от 14 с. апреля, сообщил г. губернатору, что ледокол «Байкал» предполагает начать рейсы между Мысовой и Баранчиками 22 апреля, для чего восемнадцатаго апреля будет пробивать канал во льду. Г. губернатор распорядился чрез полицейских чинов и сельских властей Иркутскаго и Верхнеленскаго уездов о предупреждении об этом пассажиров, населения и ямщиков, в ограждение от несчастий попасть в канал при переездах чрез Байкал.
«ВО» № 84, 16 апреля 1900 г.
Выполнены первые рейсы ледоколом «Байкал».
«ВО» № 95, 29 апреля 1900 г.
Мы слышали, что маячная сигнализация в Мысовой и Баранчиках действует плохо или совсем не действует, так что ледокол по ночам едва ли сможет входить в вилку.
«ВО» № 96, 30 апреля 1900 г.
-
Май. Со 2 сего мая на всех станциях Иркутск–Байкальскаго участка и Забайкальской железной дороги принимаются к отправлению частные грузы с переправою через Байкал на пароме–ледоколе со взысканием при отправлении платы за провоз по железной дороге по действующим тарифам и за переправу на пароме–ледоколе по 5 коп. с пуда. Перегрузка из вагонов на ледокол и обратная нагрузка с ледокола в вагоны должна производиться в присутствии проводника, средствами администрации парома. Управление Байкальской переправой отвечает за целость и сохранность грузов, принятых на пароме–ледоколе с разгрузкою.
«ВО» № 97, 2 мая 1900 г.
Насколько прочны постройки гаваней на Байкале, может служить факт, имевший место во вторник утром в гавани Баранчики. Ледокол, входя в гавань, задел вилку, от которой сразу отлетело несколько десятков защитительных рам и продольных и поперечных брусьев.
«ВО» № 100, 5 мая 1900 г.
-
Июль. Спущенный ледокол «Ангара» меньше размером, чем «Байкал», но быстроходнее. Благодаря «Ангаре» провозоспособность ледоколов через озеро увеличилась почти вдвое. Ледокол этот немедленно начнет рейсы.
«ВО» № 166, 27 июля 1900 г.
-
«ВО» № 181, 13 августа 1900 г.
-
Ноябрь. Бури на Байкале нарушают правильныя движения ледоколов. Так, 22 ноября в Иркутск пришел с Байкала поезд совершенно без пассажиров.
«ВО» № 261, 24 ноября 1900 г.
-
Декабрь. Ледоколы по Байкалу не прерывали рейсов. В настоящее время ходит «Ангара», а с 20–го декабря будет ходить «Байкал», у котораго теперь меняются лопасти у винта летния на зимния.
«ВО» № 275, 12 декабря 1900 г.
Через Байкал до 20 декабря будет ходить ледокол «Ангара»; с двадцатого же предполагают ходить всю зиму «Ангара» и «Байкал». Середина Байкала, как мы слышали, уже покрыта льдом.
«ВО» № 277, 14 декабря 1900 г.
Сообщение по Байкалу продолжается безпрерывно. «Ангара» ходит ежедневно и очевидцы разсказывают, что она ходит из Баранчука в Мысовую и теперь около 6–7 часов. «Байкал» скоро начнет свои рейсы, так как замена лопастей летних на зимния должна закончиться на днях.
«ВО» № 286, 24 декабря 1900 г.
Ледокол «Байкал» должен был начать рейсы с 27–28 декабря. «Ангара» совершает рейсы ежедневно и вполне успешно. Только выгрузка и нагрузка крайне затруднительна в Мысовой, так как мол замерз и «Ангара» не входит в вилку, так что грузить приходится не с пристани, а со льда.
«ВО» № 289, 30 декабря 1900 г.
Ледоколы прекратили движение по Байкалу. Ледокол «Байкал» 29–го благополучно пришел в Мысовую, вошел, несмотря на массу льда, в мол, и выгрузил имевшиеся на нем вагоны и груз. Когда ледокол двинулся обратно и вышел из мола у него сломался левый вал и муфта с лопастями упала на дно. Причина ломки, вероятно, какой–нибудь незаметный для глаза дефект в вале — раковина или трещина; «Байкал» остался в Мысовой и будет ждать вала из Англии, куда уже сделан заказ, «Ангара» вернулась в Баранчик, где и стала на зимовку впредь до починки «Байкала», так как по своей величине и силе она не разсчитана на ломку толстаго льда. Переправа через Байкал теперь совершается на лошадях.
«ВО» № 1, 3 января 1901 г.
1901 г.
- Январь. Комиссия, изследовавшая толщину льда на Байкале, возвратилась в Иркутск и, как говорят, нашла, что лед у Мишихи немногим тоньше льда Мысовой. По мнению опытных людей, единственное место на Байкале, годное для пристаней — это Ключевое, которое поздно покрывается льдом и рано вскрывается.
«ВО» № 12, 17 января 1901 г.
Вал для ледокола на Байкале прибудет к 1–му февраля; он уже готов и выслан из Петербурга с пассажирским поездом.
«ВО» № 23, 30 января 1901 г.
-
Февраль. Вал для ледокола уже несколько дней в Мысовой. К работе для введения его приступлено и вероятно ледокол скоро начнет снова ходить. Из Мысовой он пойдет в Мишиху, а оттуда в Баранчик. Путь из Мысовой в Мишиху изследован и указан вехами. Сообщение будет производиться между Мишихой и Баранчиком.
«ВО» № 32, 13 февраля 1901 г.
Получено распоряжение вывести ледокол из Мысовой, для чего вокруг ледокола на несколько десятков сажен будет взорван лед; ледокол пойдет в Мишиху.
«ВО» № 43, 25 февраля 1901 г.
Ледокол вышел в субботу из Мысовой, но лед оказался крайне толстым. В воскресенье он подвинулся к Мишихе всего верст на 5–7; говорят, что от Клюевки лед будет тоньше.
«ВО» № 46, 1 марта 1901 г.
27 февраля. Ледокол «Байкал», отойдя от Мысовой 6 верст, потерпел аварию, потерял на глубине до 40 саж. передний винт вместе с лопастями и муфтой. Толщина льда до 4 футов.
«ВО» № 46, 1 марта 1901 г.
-
Март. Лед, о который сломан винт ледокола, доходил местами до 6 футов. Взрывы динамитом мало помогали, так как из подо льда подымались новые глыбы льда.
«ВО» № 53, 9 марта 1901 г.
-
Апрель. 1 апреля ледокол «Байкал», подвигаясь к Баранчику, прошел половину пути по озеру.
«ВО» № 74, 6 апреля 1901 г.
Оз. Байкал, как сообщают, стало уже ненадежным. Ледокол медленно подвигается к этому берегу, прибегая к динамиту, которым взрывается лед.
«ВО» № 75, 7 апреля 1901 г.
Ледокол «Байкал» 10 апреля в 5 ч. вечера вернулся в Баранчики; 9 апреля ледокол вернулся обратно, потому что канал затерло, а запас угля у ледокола был всего на два, много, на три дня.
«ВО» № 80, 13 апреля 1901 г.
По случаю возобновившихся рейсов ледокола, поезда на Байкал уходят в 1 ч. дня, а приходят в Иркутск в первом часу дня.
«ВО» № 81, 14 апреля 1901 г.
Навигация ледоколов уже началась. В ночь на 21 апреля «Байкал» пошел от Баранчика и в 2 часа дня пришел в Мишиху. «Ангара» шла за ним и остановилась в 2–х верстах от пристани, ожидая, пока «Байкал» выгрузится, нагрузится и двинется в обратный путь. 22–го оба ледокола вернулись в Баранчик и почта с этого дня уже направляется на ледоколы.
«ВО» № 90, 25 апреля 1901 г.
-
Май. Ледоколы открыли рейсы в Мысовую.
«ВО» № 103, 12 мая 1901 г.
-
Июнь. 29 июня в Лиственичном спущен на воду последний док. Рабочим было предложено угощение; спуском этого дока работы по постройке ледоколов закончены.
«ВО» № 144, 1 июля 1901 г.
-
Август. В Баранчиках (на ст. Байкал) на мосту по направлению от станции и до места причаливания ледоколов совершенно нет никаких перил, а между тем тут обыкновенно глубоко. Долго ли до несчастия?
«Иркутские губернские ведомости» № 190, 29 августа 1901 г.
-
Сентябрь. По слухам, ледоколы зимой ходить не будут, и управление дороги должно заблаговременно организовать гужевую перевозку. Говорят, что это почти решено, зимою ледоколы будут ремонтироваться. Хотя это известие далеко не из приятных, но хорошо тем, что делается известным заблаговременно. Можно подготовиться и предвидеть и, едучи в Забайкалье зимой, вычеркнуть из путеводителя — ледоколы, запастись в Иркутске дохой, а также и прочими принадлежностями зимняго путешествия через Байкал.
«ВО» № 212, 26 сентября 1901 г.
Корабельный инженер В.А. Заблоцкий оставляет свою должность самостоятельно заведующаго ледоколами и вместо него заведующим переправой, в качестве лица подведомственнаго начальнику Забайкальской железной дороги, назначается инженер С.А. Заблоцкий.
«ВО» № 213, 28 сентября 1901 г.
-
Октябрь. Байкальская переправа со всем караваном судов, пловучим доком, судостроительным заводом в с. Лиственичном с 20 октября передана в эксплоатационное управление Забайкальской дороги, а с перваго того же октября тем же управлением приняты молы и пристани на обоих берегах Байкала (в Баранчиках, Мысовой и Мишихе) с переходными мостками и всеми принадлежностями по ремонту и содержанию их в будущем.
«ВО» № 232, 21 октября 1901 г.
-
Декабрь. Нам сообщают из Лиственичнаго, что последний рейс пароходства Немчинова совершен 30–го ноября. Пароходное сообщение прекращено. Оба ледокола ходят исправно. Над Байкалом стоят сильные туманы и ветры; морозы доходят до 22 градусов, т.е. на 10–12 град., менее, чем в Иркутске.
«Иркутские губернские ведомости» № 265, 6 декабря 1901 г.
Управление Забайкальской жел. дороги доводит до общаго сведения, что в виду начавшихся бурь и туманов на озере Байкале, правильность и скорость движения ледоколов нарушена, вследствие чего на станции Байкал образовалось скопление грузов, ожидающих переправы, а потому Забайкальская дорога с пятаго сего декабря и впредь до уведомления слагает ответственность за срочную доставку грузов, переправляемых через озеро Байкал.
«ВО» № 269, 9 декабря 1901 г.
Движение ледокола по Байкалу продолжается с препятствиями: лед появился.
«ВО» № 274, 15 декабря 1901 г.
Льда на Байкале много, и вблизи Мысовой, благодаря ветрам, особенно много. Пассажиры поезда 14–го декабря разсказывают, что им пришлось сидеть в Мысовой с 10–го. В этот день ледоколы вовсе не рискнули выходить; 11–го была сделана попытка, но окончилась неудачей, и ледоколы вернулись; 12–го ледоколы, наконец, вышли, но льду оказалась такая масса, что три версты шли в продолжении 20–ти часов. Пассажиров в Мысовой скопилось с трех поездов, и в Баранчиках — с четырех. Буфет был окончательно опустошен, а третьеклассных пассажиров уже кормили за счет дороги. Ледокол «Байкал» оказался совершенно безпомощным и только сравнительно маленькая «Ангара» выручала, кружась у «Байкала» и расчищая во льдах путь.
«ВО» № 275, 16 декабря 1901 г.
На Байкале сообщение ледоколом сделалось крайне затруднительным даже в Мишихе: Байкал встал.
«ВО» № 277, 19 декабря 1901 г.
Нам сообщают, что пред праздниками по Байкалу ходил только один ледокол — «Ангара», так как другой ледокол опять оказался неспособным резать даже такой сравнительно тонкий лед (1/4 арш.), какой был 20–25 декабря.
«Иркутские губернские ведомости» № 280, 25 декабря 1901 г.
1902 г.
-
Январь. По полученным нами достоверным сведениям, ледокол «Байкал» делает сегодня, 4–го января, последний рейс из Мишихи в Баранчики, после чего будет отведен в Лиственичное на завод для капитальнаго ремонта, который окончится только к весне. Пассажиры и грузы будут переправляться через о. Байкал гужом. В настоящее время на Забайкальской ж. дороге частных грузов, следующих в Забайкалье, не принимается.
«ВО» № 3, 4 января 1902 г.
-
Апрель. Лед на Байкале еще крепок. На лошадях переезжают свободно, хотя почты прекратили ходить по озеру в начале недели. Ледоколы пытались пробить дорогу, но «Байкал», сделавши сажен 150, вынужден был вернуться.
«ВО» № 86, 14 апреля 1902 г.
Ледокол «Байкал» делал уже несколько попыток пробить лед и теперь стоит в 18 верстах от Лиственичнаго. 18 апреля на помощь к нему должна была выйти «Ангара».
«ВО» № 90, 20 апреля 1902 г.
Ледокол «Байкал» 20 апреля пробился в Переемную, куда за ним пришла и «Ангара». Оба ледокола 21 апреля вернулись в Баранчики и начали рейсы. Теперь «Байкал» будет пробивать путь в Мишиху, так как железнодорожная линия между Мишихой и Переемной еще не окончена и не безопасна.
«ВО» № 92, 23 апреля 1902 г.
21 апреля в 9 ч. утра ледокол «Байкал» прибыл в гавань Танхой, которая, оказалась не очищенной от щеп, бревен, каменьев и совершенно не готовой к приемке груженых составов, отчего ледокол «Байкал» должен был вернуться обратно с 24 вагонами переселенческаго груза. Высадка и посадка пассажиров, нагрузка и выгрузка багажа и почты абсолютно невозможны, так как до тракта не проложено никакой дороги и даже порядочной тропы. Почему пассажиров с парохода «Ангара» пришлось высадить у пристани Танхой на лед и отправлять на санях до железн. дор. ст. Переемная.
«ВО» № 92, 23 апреля 1902 г.
Управление Забайкальской железной дороги доводит до общаго сведения, что с 30 апреля с.г. вследствие возстановления рейсов ледоколов возобновлены без ограничения прием багажа, выдача пассажирских билетов, а равно и продажа ледокольных билетов.
«ВО» № 99, 1 мая 1902 г.
-
Август. Ветры последних дней подняли на Байкале ужаснейшее волнение; ледоколы принуждены были приостановить правильные рейсы. Ледокол «Байкал», выйдя 6 авг. от пристани Баранчик и не дойдя 5 верст до Мысовой, вернулся обратно. Напором волн ворота громады–ледокола были поломаны, ледокол залит водой и только благодаря умелой распорядительности и вовремя принятыми мерами обошлось без аварии.
«ВО» № 187, 11 августа 1902 г.
Второй класс ледоколов при переправе набивается пассажирами так тесно, что буквально некоторым негде сесть. Многие, благодаря отсутствию полочек или сеток, принуждены ставить багаж возле себя, заставляя им скамеечки, предназначенныя для сиденья, и занимая таким образом массу места.
«ВО» № 194, 20 августа 1902 г.
-
Ноябрь. Ледоколы, в виду бурь на Байкале, часто стоят в гавани, пережидая погоду, поезда с Байкала поэтому приходят или пустые или с большим опозданием.
«ВО» № 264, 9 ноября 1902 г.
19 и 20 ноября на Байкале была страшная буря с метелью, два дня не ходили ледоколы, т.к. выгрести были не в состоянии.
«ВО» № 277, 24 ноября 1902 г.
-
Декабрь. Постройка летней пристани для парома лодокола в бухте Танхой, по–видимому, затянется, и к открытию летней навигации пристань, по всей вероятности готова не будет. Причиной этому то обстоятельство, что сначала предполагали дно бухты состоящим из скалы и проектировали подводной выемки только 350 кб. с., а теперь оказалось, что дно состоит из ила с крупными валунами и работ поэтому надо будет производить свыше 600 кубов.
«ВО» № 297, 18 декабря 1902 г.
1903 г.
-
Январь. Построена временная пристань для ледоколов на станции Танхой
«ВО» № 9, 11 января 1903 г.
Ледоколы прекращают свои рейсы через Байкал, «Ангара» — 19 января, а «Байкал» — 21 января, и с 20 января начнется перевоз на лошадях.
«ВО» № 15, 18 января 1903 г.
-
Март. Идут усиленные работы по строительству постоянной пристани в Танхое для байкальских ледоколов.
«ВО» № 66, 19 марта 1903 г.
-
Апрель. За 9 месяцев навигации 1902/3 года ледокол «Байкал» перевез со ст. Байкал в Мысовую 155 паровозов, 373 классных вагона и 8800 товарных вагонов. Со ст. Мысовая на ст. Байкал: 97 классных вагонов и 7165 товарных.
«ВО» № 78, 3 апреля 1903 г.
Ледоколы «Байкал» и «Ангара» 8 апреля пришли из Лиственичнаго в Баранчики и 9–го апреля отправились пробивать дорогу на ту сторону Байкала.
«ВО» № 85, 12 апреля 1903 г.
10–го апреля ледоколы прибыли в Танхой; гужевая перевозка прекратилась.
«ВО» № 84, 11 апреля 1903 г.
-
Июнь. 29 июня ледокол «Байкал» сел на мель в условиях тумана и шторма.
«Байкал» № 22, 9 августа 1903 г.
-
Октябрь. Ледокол «Байкал» вновь возобновил свои рейсы в Танхой, прерванные на несколько дней переделкой пристани в Танхое из временной в постоянную; во время этого перерыва ледокол ходил в Мысовую.
«ВО» № 237, 17 октября 1903 г.
-
Декабрь. Двое суток на Байкале страшный шторм. Начался он 30–го утром, продолжался весь день и особенно ночью с 30–го ноября на 1 декабря. Ледоколы с вечера остались в гавани на ст. Байкал, не решаясь отправиться в такую бурю. Утром 1–го декабря, в 10 ч. 10 м. утра, отправилась «Ангара», но, не дойдя Танхоя, за туманом попала на мель, где и сидит до сих пор (6 ч. утра 2–го декабря). На помощь ей отправлены казенный пароход «Лейтенант Малыгин» и какой–то пароход Потапова и К°. Ледокол с вечера 1–го декабря за бурей остался в Танхое.
«ВО» № 278, 4 декабря 1903 г.
Ледокол «Ангара» уже несколько дней стоит в ремонте после того, как его сняли с мели. Обслуживает переправу один ледокол «Байкал», перевозя и пассажиров, и грузы.
«ВО» № 283, 10 декабря 1903 г.
Байкал окончательно стал в ночь с 12 на 13 декабря, а к вечеру 13 уже по льду, с риском провалиться, заходил народ по разным направлениям. Переправу все еще обслуживает один ледокол «Байкал». «Ангара» в ремонте; по слухам, при посадке на мель у Танхоя «Ангара» довольно сильно повредила себе о каменную гряду наружное дно (у «Ангары» двойное дно) и ослабила многия заклепки. Теперь эти повреждения наспех исправляются; надеялись 18–го опять пустить ее в ход.
«ВО» № 291, 19 декабря 1903 г.
Ледокол «Ангара» с 17–го декабря возобновил свои рейсы между ст. Байкал и Танхоем. Лед на Байкале настолько окреп у берегов, что по нем безопасно ездят уже на лошадях. Во время ледостава от пристани у села Лиственичнаго унесло одну из потаповских баржей, и она теперь замерзла на полпути между ст. Байкал и Танхой, как раз на пути рейсов ледоколов.
«ВО» № 294, 23 декабря 1903 г.
1904 г.
-
Январь. Переправа через Байкал до сих пор совершается безпрепятственно на ледоколах «Ангара» и «Байкал». «Ангара», совершавшая раньше свой путь от ст. Байкал в течение 2 часов, проходит это разстояние в 4 часа.
«ВО» № 3, 4 января 1904 г.
С 12 прекращаются рейсы ледоколов и начинается гужевая переправа. Об этом по линии дана уже начальником службы движения забайкальской железной дороги циркулярная депеша. Ледоколы энергично просятся на отдых,— так 5–го января «Ангара» ушла в Танхой с малым количеством угля и 6–го совсем не сделала рейса, ожидая, пока ледокол «Байкал» не привезет ей уголь.
«Иркутские губернские ведомости» № 3632, 30 января 1904 г.
Ледокол «Байкал» 13 января сделал последний рейс, а затем становится на зимовку. Сначала было предположение, что ледоколы будут ходить всю зиму, но недавно, по слухам, получена телеграмма от министра путей сообщения, что ледоколы надо поберечь — разсчитаны они на толщину льда 21/2 фута, а им теперь приходится ломать 4–футовый лед, что, понятно, худо отзывается на корпусе, а по весне они могут еще сослужить хорошую службу.
«Иркутские губернские ведомости» № 3628, 25 января 1904 г.
-
Февраль. Ледоколы «Байкал» и «Ангара», поставленные на зимовку, в виду объявления войны, охраняются безпрерывно вахтенными и возбуждено ходатайство о назначении для их охраны военнаго патруля.
«Иркутские губернские ведомости» № 3638, 6 февраля 1904 г.
-
Апрель. Байкал еще очень крепок и на нем нет даже полыней перед падями, где бегут ключи. Полыньи эти в конце марта бывают версты на две. Лед к 20 марта по краям был до 8 четвертей. Ледокол «Байкал» предполагает сделать пробный рейс после 10–го апреля.
«ВО» № 79, 3 апреля 1904 г.
Ледокол «Ангара» введен в доки на ст. Байкал и с 5 апреля начнется его ремонт.
«Иркутские губернские ведомости» № 3693, 6 апреля 1904 г.
13 апреля спуск ледокола «Ангара» из плавучего дока после ремонта.
«ВО» № 91, 17 апреля 1904 г.
17 апреля ледокол «Байкал» с 5 часов утра вышел из Лиственичнаго на ст. Байкал. К 11 часам он сделал уже 1/2 пути. 18–го предполагали отправить его с полным грузом вагонов в Танхой. 16–го последовало распоряжение об уборке телефонной Байкал–Танхой линии со льда Байкала. С утра 17–го на Байкале снежная буря. Путь по Байкалу уже опасен.
«ВО» № 93, 20 апреля 1904 г.
Ледокол «Байкал» с ранняго утра 17 числа начал пробиваться из Лиственичнаго к ст. Байкал, куда ему удалось прибыть лишь к вечеру. На разсвете 18–го «Байкал» с полным грузом вагонов тронулся к Танхою, 19–го он был еще в виду ст. Байкал. «Ангара» 18–го ушла по проложенному «Байкалом» пути в Лиственичное для окончания наружнаго ремонта.
«Иркутские губернские ведомости» № 3708, 21 апреля 1904 г.
18 апреля ледокол «Байкал» отправился пробивать путь в Танхой по льду озера и, работая безостановочно, утром, 22 апреля, достиг ст. Танхой. Следом за «Байкалом» делает рейсы «Ангара», перевозя пассажиров. 22 апреля «Байкал» к вечеру возвратился на ст. Байкал и утром, 23 апреля пошел вновь на Танхой. Таким образом, навигация переправы открыла свое действие.
«Иркутские губернские ведомости» № 3711, 24 апреля 1904 г.
-
Май. Мы слышали, что с полною очисткою ото льда озера Байкала частные пассажиры будут доставляться на ледоколе «Ангара» по–прежнему на ст. Мысовую; ледокол же «Байкал» будет рейсировать исключительно между ст. Байкал и Танхой.
«Иркутские губернские ведомости» № 3730, 16 мая 1904 г.
Навигацию на Байкале можно считать уже открытою. В половине мая первый рейс по озеру Байкал сделан пароходством Потапова и К° до с. Култука, за ним начали совершать уже правильные рейсы пароходы постройки кругобайкальской дороги, а сегодня, 30 мая, делает первый рейс на Мысовую ледокол «Ангара», имеющий все время рейсировать между этой станцией и ст. Байкал.
«Иркутские губернские ведомости» № 3743, 30 мая 1904 г.
-
Июнь. Ледокол «Ангара» со 2–го июня совершает рейсы Байкал–Мысовая. Это изменение рейсов было давно известно железнодорожному начальству. Для удобства публики, главным образом, господ военных на ст. Танхой–пристань был открыт киоск для продажи газет. В настоящее время ст. Мысовая в таких же условиях, как и Танхой–пристань, а между тем, киоска на ней нет, и пассажиры вполне резонно порицают железнодорожное начальство за нераспорядительность.
«Иркутские губернские ведомости» № 3750, 6 июня 1904 г.
1905 г.
-
Март. Как мы слышали, новый предполагаемый к постройке ледокол для перевозки грузов на Байкале запроектирован на 6 000 тонн, т.е. в 11/2 раза больше ледокола «Байкал». Строить его будет тот же завод, который строил и ледокол «Байкал».
«ВО» № 57, 16 марта 1905 г.
-
Май. Ледокол «Байкал» за период с 22 апреля 1904 г. по 11 января 1905 года перевез: паровозов — 566, вагонов классных, санитарных, специальных, крытых и платформ — 21 151, обратно передано всего 5788 вагонов. Ледокол «Байкал» делает 2 рейса в сутки, но с 15 мая будет ходить 4 раза.
«ВО» № 106, 18 мая 1905 г.
1909 г.
-
Май. Ледокол Байкал по озеру Байкал 5 мая сделал первые рейсы между ст. Байкал — Танхой.
«Восточная заря» № 19, 12 мая 1909 г.
16 мая в 10 час. 15 мин. пополудни при вытяжке девяти товарных груженых вагонов с леваго бокового пути ледокола «Байкал», последний вагон, не доходя до поворота американской стрелки переходнаго мостика на пристани Байкал, вследствие толчка вперед, произвел расцепку, от чего с быстротой 9 товарных груженых вагонов покатились обратно на левый боковой путь ледокола, ударились об находящиеся на этом пути в тупике 4 товарных груженых вагона. Повреждены незначительно 5 товарных вагонов. Несчастий с людьми не было. Ледокол задержан на 5 часов.
«Восточная заря» № 27, 23 мая 1909 г.
-
Июнь. Последствия деятельности на Заб. ж. д. бывшаго начальника движения, автора знаменитого проекта замены паровозной тяги конской тягою, Звенигородскаго, сказавшиеся на неумеренном сокращении штатов мелких служащих, значительно тормозят и переправу грузов на ледоколе Байкал, так как с оставшимся штатом конторщиков службы движения с делом справляться совершенно нет возможности: напр. — 5 июня отправление ледокола Байкал по неготовности документов «передаточных ведомостей» задержалось на 5 с лишним часов. О такой задержке начальником Байкальской переправы г. Курьяком дана по адресу начальника движения телеграмма, в которой он и указывает, что задержки происходят из–за неимения достаточнаго числа конторщиков на ст. Байкал, уволенных по сокращению штата.
«Восточная заря» № 50, 19 июня 1909 г.
-
Сентябрь. Управление Заб. ж. д. намерено было упразднить пароходную пристань «Мысовая», как ненужную, потому что все рейсы теперь совершаются между ст. Байкал и пр. Танхой. Однако военное ведомство горячо протестовало против упразднения пристани Мысовой. Совет Заб. ж. д., принимая во внимание ходатайство военнаго ведомства, вошел с ходатайством в министерство путей сообщения об отпуске кредита в 165 тыс. руб., необходимые на ремонт пристани, укрепление мола и т.п.
«Восточная заря» № 121, 16 сентября 1909 г.
Работа байкальских ледоколов после открытия КБЖД.
«Восточная заря» № 123, 18 сентября 1909 г.
17 сентября ледокол «Ангара» отправился снимать севшаго на песчаную отмель «Феодосия». Бывшие до того у места крушения 4 парохода не могли его снять. Оказывается, главным виновником крушения парохода является лоцман, ушедший ночью на некоторое время с мостика.
«Восточная заря» № 123, 18 сентября 1909 г.
17 сентября ледокол «Ангара» отправился из Лиственичнаго к месту аварии «Феодосия», чтобы снять его с мели, но вследствие большого трехдневнаго волнения озера Байкала нельзя было приступить к работе.
«Восточная заря» № 126, 22 сентября 1909 г.
«Восточная заря» № 145, 14 октября 1909 г.
-
Октябрь. На пароме–ледоколе «Байкал» от пристани Байкал до пристани Танхой перевезено грузов в 1906 г. — 9 647 980 пуд., в 1907 г. — 12 618 422 пуда и в 1908 г. — 9 985 490 пуд. Расход на байкальскую переправу выразился в 1906 г. в 580 083 руб., в 1907 — 573 379 руб., в 1908 г. — 508 897 р., в 1909 г. по смете — 520 807 руб. и на 1910 год предположен расход в 520 000 руб.
«Восточная заря» № 149, 18 октября 1909 г.
-
Декабрь. Осенью на Байкале, при входе в пристань ледокола «Байкал» была разбита пристань ударом судна. После аварии производился ремонт, который, как видно по составленным табелям, обошелся в 2800 руб. 14 декабря «Байкалом» снова была разрушена Танхойская пристань.
«Восточная заря» № 10, 14 января 1910 г.
1912 г.
-
Январь. Ледокол «Байкал» стал на зимовку у мастерских Байк. переправы в с. Лиственичном; будет произведен ремонт как его, так и ледокола «Ангара». Лед на озере вполне окреп и установилось соо6щение на лошадях по льду между прибрежными селениями.
«Голос Сибири» № 300, 10 января 1912 г.
1913 г.
-
Май. 4–го мая паром–ледокол «Байкал» совершил первый пробный рейс с пристани Баранчук до Танхоя. «Байкал» был отправлен с полным грузом в 28 вагонов. Несмотря на целину льда, толщиною не менее аршина, в разстоянии 15–ти верст от Танхоя, ледокол ни разу не прерывал хода и покрыл сорокаверстное разстояние в 5 часов. Обратный путь до станции Байкал ледокол совершил в 3 часа. С настоящего времени рейсирование ледокола открыто для перевозки груженых вагонов и ледокол делает шесть концов в сутки.
«Голос Сибири» № 28, 12 мая 1913 г.
Нам передают, что в июне месяце начальник Забайкальской жел. дороги г. Кнорринг совместно с начальником службы Байкальской ж.–дор. переправы, инженер–механиком г. Курьяком, совершат поездку в Петербург, где перед министерством путей сообщения будет возбуждено ходатайство об отпуске кредита на постройку постоянных доков в селе Лиственичном, необходимых для ежегоднаго ремонта ледоколов на Байкале. Ходатайство это вызвано тем, что имеющиеся пловучие доки приходят в ветхость и постоянный ремонт их обойдется дороже единовременной затраты на постройку доков постоянных.
«Голос Сибири» № 28, 12 мая 1913 г.
Комиссия при управлении железных дорог по улучшению путей сообщения минувшей зимою обследовала берега озера Байкала и нашла нужным пустить в ход ледокол «Ангару» в плавание по Байкалу. Этот ледокол, построенный по типу чисто морских пароходов, мог бы служить для обслуживания прибайкальских городов и сел. Службою Байкальской железнодорожной переправы был поднят и разрабатывался вопрос об исходатайствовании кредита на содержание команды для ледокола «Ангары», но недавно начальник Байкальской ж.–д. переправы, инженер–механик Б. А. Курьяк, был извещен телеграфно военным министром о том, что он, министр, не может в настоящее время согласиться на передачу ледокола «Ангары» для обслуживания берегов Байкала, а ледокол должен находиться на пристани Байкал.
«Голос Сибири» № 28, 12 мая 1913 г.
1914 г.
-
Декабрь. 15-го декабря, утром, на озере Байкал с Танхойской стороны, при погрузке на пароход-ледокол доставляющихся казенных грузов, на переходном мосту (виатуке) обломились скрепы-болты, вследствие чего разошлись рельсы, и платформы с грузом сошли с рельс, грозя обрушить мост. Благодаря подоспевшему пароходу «Кругобайкалец», который, видя аварию, подал запасныя цепи и снасти, падение груза было предотвращено. Вследствие происшедшаго переправа груза задержалась на целыя сутки. Переправой и вообще исправностью мостов и снастей заведует старший механик Феликс Федорович Лязер, которым пред этим были поставлены скрепы-болты старые, ржавленые.
«Иркутская жизнь» № 105, 18 декабря 1914 г.
1915 г.
-
Май. 5-го мая ледокол отправился с пристани «Байкал» в Танхой. После этого рейса начнется правильное курсирование ледокола. Озеро от льда до сих пор не освободилось, но ледяное поле стало подвижным, обломки льда уносятся в Ангару. Переправа между с. Лиственичным и ст. Байкал затруднена.
«Иркутская жизнь» № 119, 6 мая 1915 г.