На Байкале. Ледоколы Байкал и Ангара
Lake Baikal
А.Я. Таранец, 1912 г.

На Байкале

II.

Славное море, привольный Байкал...

 — Стихотворение «Бродяга»

«Сибиряк» подошел почти к самому правому берегу, на котором расположилось небольшое село с церковью, красиво вырисовывающейся на фоне зелени... Крутой поворот, и мы, с трудом борясь с набегающими волнами, по диагонали стремимся к противоположному берегу, строго держа направление на расставленные здесь поплавки... Снова поворот, и новое направление.

Ледокол БайкалЛедокол «Байкал» подходит к пристани

Это знаменитый порог, вполне оправдывающий свое название «Шаманский камень»... Вот далеко влево виднеется над водой небольшой выступ скалы, при некотором воображении сходный с фигурой человека–шамана. Порог действительно сдерживает напор воды Байкала, уровень которого выше уровня Ангары. Случись здесь землетрясение, сдвинься с места порог, и стихийное бедствие неминуемо. А небольшие колебания почвы бывают заметны. Так, 19–го июля, около 3–х часов дня дважды чувствовалось волнообразное землетрясение, продолжавшееся несколько секунд. Оно было отмечено в Иркутске и в Верхнеудинске... Подходим к самой пристани Байкал, а затем круто поворачиваем почти под прямым углом влево и быстро уходим к пристани Лиственничное, находящейся у села того же названия, многочисленные домики которого густо разбросаны по узкой береговой полосе у подножья громадных, покрытых лесом гор, местами взбираются вместе с огородами на склоны гор, заползают в лощины, вытягиваясь там в одну линию, редко в две... Посреди села красивая церковь с колоннами. Много чистеньких домиков, служащих для людей, располагающих свободным временем, в качестве дач... Почтовая контора. К селу, растянувшемуся версты на две, примыкает чисто деловой поселок, сгруппировавшийся возле мастерских для починки ледоколов, пристани пароходных обществ, таможенной заставы. Здесь же имеется приемный покой и живут капитаны ледоколов «Байкал» и «Ангара», из которых первый дважды в день совершает рейсы в Танхой, против Байкала, перевозя груженые товарные вагоны, а второй обыкновенно стоит на пристани Байкал и только в случае обвалов на Кругобайкальской железной дороге отвозит пассажиров на другой берег, где они пересаживаются на формируемый здесь поезд...

Ледокол «Байкал» построен в Англии и по частям был доставлен в Лиственничное, где произведена была его сборка и окончательное оборудование.

«Байкал» построен из стали особенно прочной конструкции. Длина его 290 футов, ширина 57 футов. Скорость 20.5 верст в час. На ледоколе поставлены три машины, две из них помещаются в корме и разделены продольной водонепроницаемой переборкой; эти машины служат для приведения в движение ледокола, одна машина помещается в носовой части и служит для вращения носового винта, способствующего ледоколу ломать лед. На ледоколе имеются балластные цистерны общей вместительностью 580 тонн. Назначение цистерн усиливать ледоколу способность ломки льда. Для уменьшения силы удара об льдины корпуса ледокола, а также для придания большей прочности с внутренней стороны, по всей длине судна у ледяного пояса положены деревянные клинообразные чаки, а сверху их продольные брусья, так что общая толщина деревянного пояса достигает двух футов. Как носовая, так и кормовая часть рассчитана для ломки льда, при движении передним и задним ходом. На «Байкале» размещаются в главной палубе на трех рельсовых путях, вдоль оси ледокола, 25 товарных, груженых вагонов; в каютах на верхней палубе имеется помещение для 150 пассажиров. Ледокол в состоянии ломать лед в 4 фута толщиной.

Ледокол «Ангара» значительно меньших размеров: длина — 195 футов, ширина 34 фута. Предназначается исключительно для перевозки пассажиров.

У пристани стоит несколько пароходов, из которых один, «Феодосий», готовится к отплытию по Байкалу до устья Верхней Ангары с заходом в Горячинск, Усть–Баргузин. Возле Горячинска находятся Турьинские минеральные воды. Имеется богатый сернистый источник. Сюда стекается летом много больных. Сезон с апреля по сентябрь. Можно найти сравнительно дешевое помещение. Имеется больница с врачом и фельдшером. Можно пользоваться ваннами... Вообще в Забайкальской области имеется целый ряд самых разнообразных минеральных источников, пока имеющих только местное значение, но по богатству своему, несомненно, могущих со временем приобрести широкую известность. Можно назвать наиболее известные источники:

Ямаровский — местный Нарзан — при впадении реки Ямаровки в Чикай. При источнике имеется двухэтажное здание со столовой на 40 человек больных, ванны, баня, квартиры для приезжающих больных; при водах врач, фельдшер; сообщение на почтовых (250 в.) или на вольных (дрожках) со ст. Петровский завод. Два Дарасунских источника — углекисло–железнистый и углекисло–магнезиально–известковый. Лечебный сезон с 15–го мая по 1–е сентября. Находятся в аренде у компании врачей. В близлежащем селении Дарасунском имеются квартиры для приезжающих и приспособления для ванн.

Аршан находится в 116 верстах от разъезда Култук Кругобайкальской железной дороги. Углекислый и сернокислый источники расположены на высоте 3200 футов над уровнем моря почти у подножия Тункинских гор. Дорога идет по тракту до села Туньи (94 в.), а оттуда до Аршана по проселку (22 версты)...

Пароход «Сибиряк» плавно подошел, описав полукруг, к пристани и остановился у борта «Феодосия»... Пассажиры разбрелись по берегу: кто осматривать село, кто бродить по берегу, отыскивая красивые камешки; иные взбираются на горы, с которых открывается очаровательный вид на Байкал...

По просторной улице, мимо красивой церкви, отправился через село Лиственничное на другой конец к перевозу на ст. Байкал.

Лихой рыбак взялся доставить меня, и лодка стрелой помчалась, несмотря на сильную рябь, относившую лодку к Ангаре... Все могучее и грандиознее становятся громады, у подножия которых на отвоеванной у озера и гор площадке раскинулась станция Байкал и пристань. Обрывистые скалы, сияющие на ярком солнце своей белизной, а выше — покрытые рощами скаты... Влево вверх подымается лестница, ведущая к маяку; вправо наивысшая точка и далеко вперед выдавшийся отдельный камень; возле него стоят люди, кажущиеся такими маленькими, жалкими в сравнении с могучими великанами... Лодка остановилась у мола, где специально устроена пристань, откуда несколько ступенек вверх и уже находишься на железнодорожном полотне, недалеко от вокзала...

Только что пришел из Иркутска дачный поезд, с которым понаехало много народу, жаждущего подышать свежим воздухом, взобраться на горы и полюбоваться дикой красотой берегов Байкала, его кристально–чистыми водами...

На озере стало совсем тихо, рябь унялась... Смотришь и не можешь оторваться. Озеро–море точно громадный аквариум: на страшной глубине все видно, видна вся жизнь его обитателей: вот важно проплывает гордость Байкала омуль; ниже, у самых водорослей, имеющих вид целых лесов, едва–едва заметен хариус; резвится мелкая рыбешка... Здесь рыбное царство, отсюда идет снабжение рыбой всей прилежащей страны... Наступила поздняя весна,

Лед отошел и на диком прибрежьи
Вспыхнули яркою лентой костры.
Лодки спускают и чинят мережи,
Речи рыбацкие — метки, остры;
Всюду по берегу лодки и сети,
Тени мелькают у ярких костров:
К ним приплелись и старухи и дети,
Каждый пророчит хороший улов.

 — Стих. «Рыбаки»

Каждый спешит, чтобы не упустить драгоценное время...

Все оживилося. Сильные люди
Варят смолу, заливают челны...

Как самый Байкал, так и его водные обитатели отличаются своеобразностью... Байкальский омуль, хариус, сиг, оригинальная принадлежащая только Байкалу голомянка и характерный обитатель байкальских вод байкальский тюлень, называемый местными жителями «нерпой»; их бьют все лето, начиная с конца июня, выделывая из шкур молодых животных ценные дохи. Голомянка имеет до 6 вершков длины, причем голова занимает третью часть тела, глаза непропорционально велики и на выкате, от жабр и боков до хвоста идут плавательные перья. Водится эта рыба на глубине свыше 300 сажен, и тело ее, выходя на поверхность, распадается на части и тает на солнце. Некоторые зоологи относят голомянку к числу рыб, икра которых развивается еще в теле матери, и промышленники удостоверяют, что она мечет двух живых детенышей.

Байкал является величайшим в Азии горным озером: длина его шестьсот сорок километров, ширина тридцать–восемьдесят пять километров, а занимаемая им площадь равна 34200 квадратных километров. Недаром у русских местных жителей, чистокровных сибиряков, он называется не озером, а «Святым морем», и сибиряк даже обижается, если назвать красавец Байкал озером.

По происхождению своему Байкал представляется состоящим из двух озер–близнецов, так как распадается на две крайне друг на друга похожие части. Южная часть от Култука до острова Ольхона, об обращении которого в «каторжный» остров наподобие Сахалина в недавнее время был серьезно обсуждаем вопрос, и Баргузинского пролива и затем продолжается по Баргузинской долине. Эта часть, в свою очередь, разбивается дельтой реки Селенги, впадающей в Байкал, на две части, различной глубины. На юге дельты самостоятельный, вздымающийся на высоту до семидесяти метров горный кряж разделяет загнутый юго–западный конец Байкала на два бассейна глубиной пятьсот–восемьсот метров. Вблизи Голоустья наблюдается наибольшая глубина, доходящая до 1610 метров, чаще же всего превышающая 1500 метров. Таким образом, расположенное на высоте 476 метров озеро имеет дно, лежащее на глубине свыше 1100 метров ниже уровня моря, и является самым глубоким из крупнейших горных озер на земном шаре. Вторая главная часть Байкала тянется от его северного берега к югу до так называемого Малого моря и ограничивается на юге островом Ольхоном и Святым носом. И здесь также нередко уже на расстоянии одного километра от берега наблюдается глубина свыше тысячи метров. Святой нос находится на восточном берегу острова Ольхона и представляет собой большой полуостров, омываемый двумя глубокими заливами Чивиркульским и Баргузинским. Самая северная оконечность полуострова состоит из лесистого высокого, почти отвесного ребра. К северу от Святого носа находится утесистый Шаманский мыс, почитаемый тунгусами, так как одна из трех скал считается морским богом и шаманы приходят на поклонение ему. Вообще кругом озера разбросаны чтимые святые места. И находящаяся у стока из озера реки Ангары подводная гранитная скала Шаманка почитается за местопребывание «непобедимого белого бога», которому и приносятся жертвы. Отсюда понятно наименование Байкала «Святым морем».

Байкал принимает в себя до 366 речек, из которых самые значительные: Верхняя Ангара, Баргузин и Селенга, а выпускает только одну многоводную Нижнюю Ангару, которая под именем Верхней Тунгузки впадает в Енисей. Если обратить внимание на местные предания, говорящие, что прежде вся площадь, занимаемая озером, была покрыта дремучими лесами, что в этих местах было множество «огней», которые потом провалились; на присутствие в некоторых местах к северу от Хамар–Дабана у юго–западной оконечности Байкала следов вулканических пород; на то, что река Иркут прежде впадала в Байкал, но потоком лавы была отброшена к реке Ангаре возле Иркутска; на продолжающиеся и теперь колебания почвы чисто местного происхождения,— можно с большой вероятностью сказать, что озеро Байкал образовалось в давние времена благодаря действию подземных сил. Оно представляет глубочайшую котловину, наполняемую водой и окруженную высокими горными массивами, придающими водному бассейну чрезвычайно живописный и величественный характер. Могучая горная цепь тянется вдоль западного берега Байкала и называется Байкальским хребтом; юго–западные части ее носят название Онотских гор и Приморского хребта. Покрытые темными хвойными лесами, Байкальские горы круто обрываются в сторону озера и против острова Ольхона достигают 1580 метров высоты. Горы восточного берега носят название Забайкальских и реками Селенгой и Баргузином делятся на три части: юго–восточную — Xамар–Дабан, среднюю — Селенгинско–Баргузинские и северо–восточную — Баргузино–Ангарские горы...

Если подняться у станции Байкал по тропке, ведущей к деревне Баранчик, на горы, то все озеро видно, как на ладони. Вправо красивый залив, в водах которого отражаются лесистые вершины прибрежных гор. По самому берегу вьется лентой Кругобайкальская железная дорога, то пропадая в тоннелях, то снова показываясь у самой воды, как будто ползет по скату горы по узенькой, едва доступной тропинке... Вода совершенно тихая. Не шелохнет... Вот от берега отделилась лодочка и быстро стала удаляться, оставляя на воде дорожку, расширяющуюся у берега и постепенно суживающуюся возле лодки, едва заметной с горы... Влево отчетливо видны станционные пути, маневрирующие поезда, целый ряд товарных вагонов; у берега несколько барж, ждущих разгрузки; у мола, где устроена пристань, стоит ледокол «Ангара», недалеко доки... все это красиво отражается в зеркальной воде... Подымаюсь выше... Над небольшим обрывом стоит скамейка... Здесь местные жители и дачники, проводящие лето в деревне Баранчик, просиживают целыми днями, любуясь величественным Байкалом, особенно красивым в лунные ночи, полные таинственности и необъяснимой прелести... Смотрел бы и не оторвался... Редко бывает Байкал спокоен и даже в спокойные минуты чувствуется, что богатырь уснул, отдыхает, но стоит налететь ветру, как сон станет прерывистый, неровный, пока от волнения не проснется великан, встанет во весь рост, и вода закипит, заклокочет, бросится на берег, ища выхода, вздымая целые валы, образуя бездны, с каждой минутой свирепея, точно ища дерзкого, осмелившегося нарушить покой... И горе тем, кого буря застанет в открытом море... Даже громадина «Байкал» и тот поддается бурливому натиску валов... Прибрежные рыбаки это хорошо знают.

Буря на море нам с детства знакома:
Нужно сильней налегать на весло!
Кто не покоен на море, как дома,—
Кончено, время его отошло.
Нашу добычу получим мы с бою,
Время пришло распускать паруса,
Жизнь или смерть под зеленой водою...
В лодки и в море...

 — Стих. «Рыбаки»

Сроднившиеся с Байкалом, прекрасно ознакомившись с его капризами и своеволием, рыбаки часто угадывают настроение могучего озера и избегают выезда на промысел, зная или по собственному опыту, или по местным преданиям, что если

Грозное синее море
Волны седые взметало,
Эхо протяжное, вторя,
Бурному морю внимало.
Черные волны неслися,
Бились угрюмо о скалы,
Пеною в берег впилися,
Слышались где–то обвалы,—

 — «На Байкале», Лавошников

тогда надо скорее убираться и не попадаться на глаза рассвирепевшему богатырю, готовому в одно мгновенье поглотить жалкую лодчонку или, донеся на волнах до берега, с яростью разбить о прибрежные скалы...

В южной части озера от мая до конца июля дуют северо–восточные ветры, но местному «баргузин», с августа юго–западные — «култук». Но самые сильные и страшные ветры северо–западные, называемые «сорма». Они производят короткие высокие волны, достигающие одной сажени высоты, при этом гребни волны так узки, что мелкие суда, управляемые неискусными руками, тут находят себе верную гибель...

В июне и июле Байкал бывает почти спокоен... В это затишье со дна всплывает на поверхность воды масса водорослей... Байкал «цветет»... И сейчас он совершенно спокоен. Только высоко на горах чувствуется легкое дуновение ветерка, прохладного, освежающего. Из раскинувшейся по склонам гор и в лощине деревни Баранчик пахнет жильем... Деревня небольшая... Видны огороды... Попадаются красивые домики и веранды. Это уже приспособление специально для дачников... Мимо деревни проходит тропа среди кустарника и срубленных деревьев и ведет еще выше к маяку. Отсюда открывается роскошный вид на Байкал. Вдали, на том берегу, тянется цепь гор, на которых местами, несмотря на расстояние около сорока верст, отчетливо вырисовываются ниже вершины белые ленты снега, не успевшего растаять за лето благодаря громадной высоте. Почти напротив станции Байкал, в одной из падей раскинулась станция Танхой с таможенной заставой. Сюда ежедневно совершает рейсы ледокол «Байкал»...

Воздух настолько прозрачен, что легко видно, как «Байкал» отошел с пристани Танхой. Сначала это была небольшая точка, и только длинная полоса дыма указывала на то, что идет пароход... Постепенно он принимал все более и более живые очертания, пока не вырисовался окончательно и не дал о себе знать могучим, продолжительным гудком... На этот гудок отозвался пароход в Лиственничном, и толпа поспешила оттуда на пристань «Байкала»... За ледоколом отчетливо намечался след в виде расходившихся волн и долго не терялся благодаря абсолютно спокойной воде. Видно было, как далеко внизу закопошились люди, готовые принять поезд и, снабдив новыми гружеными вагонами ледокол, подготовить его к вторичному рейсу в Танхой.

Влево от маяка находится белый камень над обрывом, выдвинувшийся далеко вперед. Отсюда вся станция и пристань, как на ладони... Люди — точно мухи ползают по перрону... Отчетливо видна Ангара на громадное расстояние. В ее светло–зеленых прозрачных водах отражаются громадные прибрежные скалы, над которыми высятся могучие лесные великаны... Ангара, с шумом вздымая свои пенистые волны, быстро уносит их вдаль, то сжимаемая среди крутых берегов, то разливающаяся на громадном пространстве, местами до километра. Уклон дна настолько велик, что Ангара замерзает, несмотря на морозы, доходящие до сорока градусов, только к концу декабря и освобождается от льда в апреле.

Пока не станет Ангара, здесь бывают страшно густые туманы, держащиеся не очень высоко, так что с гор видна поверхность озера, верхушки гор у Лиственничного. Помню, в декабре 1904 года мне пришлось попасть на Байкал в туман. На пристани ожидали прибытия с пассажирами ледокола «Ангара». Все время раздаются призывные оглушительные звуки сирены, точно жалующейся кому–то на свою печальную участь реветь во время тумана... Ответа нет. Только эхо разносится по горам, перекидываясь на ущелья, скользя по склонам, снова ныряя в лощины, пока не убежит вдаль... Но вот раздаются мерные удары колокола, несущиеся из тумана. Постепенно начинают вырисовываться верхушки мачт, потом нос парохода и, наконец, выплывает весь он из тумана и медленно подходит к пристани...

А как хорош Байкал в лунную ночь, когда уже начинаются заморозки! Вечереет... Полный штиль... Поразительное сочетание красок: вода совершенно черная, кругом снежные горы, вдали на небе ярко–красная заря от скрывшегося солнца, вверху над нами бледно–зеленая луна, оставляющая на воде блестящую светлую дорожку... Ледокол «Ангара» быстро мчится вперед, рассекая могучей грудью водную гладь... Волнение, произведенное пароходом, не может еще улечься; оно ширится, захватывая все большее и большее пространство, и вот достигло лунной дорожки, разбив легкий налет льда, отдельные льдинки в хаотическом беспорядке то поднимаются, то опускаются, на них играет луна, и получается впечатление множества электрических лампочек, разбросанных по волнам... Феерическая картина, которой долго не забудешь...

Становится прохладно... Подул свежий ветерок. К нам подошла детвора из деревни и стала расспрашивать, не видали ли мы цветок «Марьин корешок», как роза... Заинтересовавшись, мы стали бродить по скалам и так увлеклись, что набрали среди кустов можжевельника, рябины, шиповника массу самых разнообразных цветов, ярких, красивых, пышных, рядом со скромными, совершенно незаметными, затерявшимися в густой высокой траве... Чего только тут не было! Голубая полевая астра, желтая лилия, красные и цвета электрик с красиво загнутыми назад лепестками и малиновыми тычинками царские кудри, башмачки, колокольчики, незабудки, пахучие полевые гелиотропы — все в изобилии — знай, собирай! А «Марьина корешка» так и не нашли...

Темнеет... Зажгли огонь на маяке... Пора в обратный путь... Пришел дачный поезд и готовится к отправке в Иркутск.

Источник: Исторический вестник, т. 127, № 3, 1912 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.